ПОПУЛЯРНОЕ:

Диеты по крови гемокод ...

Диеты по крови гемокод Волкова алутест

Медики всего мира утверждают, что изнурение голодом небезопасно для организма. Гораздо более цивилизованный метод диета. Перечень извес...

Веснушки

Веснушки

Веснушки символ веселой ибеззаботной молодости. Неспешите сними расставаться, тем более что после 30-35 лет они обычно бледнеют, аиногд...

Аутоиммунные заболевани...

Аутоиммунные заболевания

Аутоиммунные заболевания это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринима...

Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет

Ваш малыш недавно отпраздновал свой первый день рожденья. Наступает новый этап вего, даиввашей жизни. Влитературе попсихологии ипедагогике обычно подробно рассказывается опервом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения вразвитии ребенка, апотом отрехлетках, ведь именно втри года происходит знаменитый психологический кризис. Нопериод отгода додвух лет неменее важен вразвитии личности.

Малыш уже многое может понять, нопока ему очень сложно выразить словами свои мысли ижелания. Акак много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше выбудете понимать друг друга, тем меньше умалыша останется поводов для капризов иистерик.

Давайте разберемся, как развивается речь вэтом возрасте.

Стадия первая: первые слова

От года дополутора малыш начинает очень активно передвигаться впространстве инакапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается ивречевом развитии.

Обычно первые слова появляются ввозрасте 9,5месяца 1год 6месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит извукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) ит.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ковместо кошка или бура вместо Чебурашка). Нопоскольку эти слова обозначают конкретные вещи ипроизносятся вопределенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мыможем назвать ихсловами, анеслучайными слогами.

Замечено, что одни дети больше любят существительные, обозначающие предметы илюдей,адругие предпочитают глаголы, связанные ссоциальным взаимодействием уходи, хочу, дай ит.д.

Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем нетообобщение, ккоторому мыпривыкли, называя куклу, мишку имячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, иобъединяет понему самые разные вещи. Так, словом ням-ням годовалый ребенок называет всякую еду, атакже посуду, изкоторой его кормят. Проголодавшись, онтоже кричит Ням-ням! (=хочу есть!), а, увидев наулице подростка, жующего жвачку, комментирует: ням-ням (=ест).

Маленькая Лиза словом уна (луна) называла все предметы округлой формы оладьи, круглые пятнышки наоконном стекле, круги вкнигах, почтовые штемпели наконвертах, круглые тисненые рамки накнижных переплетах, букву О. АФедя решил обобщить звучащие предметы.Словом ко-ко, которое сперва вего словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку имузыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать итекстура: словом гав-гав Катюша называла нетолько собаку, ноивсех пушистых животных, мягкие домашние тапочки идаже фотографию старика вмеховой шубе.

Ы?

В этотже период дети очень любят показывать пальчиком наинтересующий ихпредмет свопросительным словом Ы?. Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Нотакой жест очень важен для развития речи! Нивкоем случае незапрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если вэтом есть необходимость.

Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые кпредмету, остаются висеть ввоздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее напредмет, итолько. Нокогда мать приходит напомощь ребенку иосмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других.

Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название каждый, каждый предмет! Ы? суказательным жестом это жадный вопрос: Что это? Это кошка, аэто дом, аэто большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, нонеможет воспроизвести сам) скаждым разом становится все богаче, икогда-нибудь непременно изпассивного превратится вактивный (активный словарь это теслова, которые ребенок произносит).

Тактика ваших действий

Как ипрежде, главное общайтесь сосвоим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Нестесняйтесь говорить вслух инаулице вашему крохе очень важно услышать отвас, что происходит впесочнице, куда торопятся прохожие икакого цвета платье утой красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии неоставались только звуком, аимели какое-то подкрепление втелесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово дерево, если потрогает ладошкой шершавую кору, слово платочек когда сам попытается завязать платок накукле, слово колокольчик если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь представить ребенку новое слово вразнообразных сочетаниях сдругими словами ипредметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит встакане или вкастрюле, вкоторой высобираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: Мама наливает молоко встакан, белое молоко, вкусное, выпей молоко ипр.

Полезно рассматривать иобсуждать нетолько различные предметы, ноикартинки сихизображением. Ведь кэтому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет иего образ. Сравнивайте реальные вещи скартинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев вжурнале фотографию девочки вкрасной шапке, найдите шапочку своего крохи исравните: Удевочки шапка, иуАлеши шапка. Удевочки шапка красная, ауАлеши желтая ит.д.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь нетолько между конкретным предметом исловом, ноимежду другими такимиже предметами иэтим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами смаленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей ввозрасте от1года догода и3-х месяцев. Впервой группе каждому ребенку втечение двух месяцев почти каждый день 10раз напять секунд показывали незнакомый ему предмет книгу иговорили: Книга! Книга! Дети каждый раз обращали взгляд иповорачивали голову всторону предмета. Завремя наблюдения эта реакция была повторена 500раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, норебенок под руководством взрослого производил сней разнообразные действия. Вот книга!, Открой книгу!, Закрой книгу! ит.д. Малышам давалось всего 20различных команд; вкаждую изних входило слово книга, икаждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50раз завсе время наблюдений.

Затем вобеих группах были проведены контрольные испытания. Вовремя этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся повеличине, толщине, цвету обложки ипр. Взрослый обращался кребенку сословами: Дай книгу! Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую онвидел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием книга? Дети изпервой группы брали только одну книгу ту, которую они видели втечение двух предыдущих месяцев, иотдавали ееэкспериментатору. Когда ихпросили взять еще книгу, тоони или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц ит.д.) илиже неделали ничего. Значит, для детей этой группы слово книга осталось названием одного конкретного предмета иобобщающего значения неприобрело. Так что большое число повторений, даже содновременным показыванием соответствующего предмета, еще неспособствует развитию обобщения.

И поэтому учите кроху действовать сразличными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Туже книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить настул, найти вней интересную картинку ипр. Почаще обращайтесь кмалышу сразличными простыми просьбами. Онбудет очень рад помочь вам, азаодно обогатит свой словарный запас иполучит первый опыт обобщения.

Потешки иприбаутки

Разнообразные потешки иприбаутки вкаком-то смысле идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально смолоком матери. Ведь вних описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления ипр. При этом четкий ритм инапевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия ипорой сделать то, что неочень хочется, нонеобходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем ипервый урок построению тела ипокажем, где унас личико, щечки, глазки, роток изубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, наэтот раз изображая, как нужно умываться, незабывая нипро глазки, нипро щечки.

Ваш малыш малоежка, инакормить его целая проблема? Возможно, придет напомощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка впечке сидела, на нас глядела, врот захотела.

Или такая:

  • Уж яТанечке пирог испеку,
  • Уж явнученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать вовремя еды.
  • Надевая накроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки иоприродных явлениях. Например, одождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте прогнать такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются иновые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди подороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений иушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А уАндрюши неболи,
  • У Андрюши боль наберезку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, иглубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься отболи, азначит снять напряжение, которое связано сболью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаетели вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра Сорока-сорока, незаканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров нерубил,
  • Воды неносил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки нетолько вразвитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, вконечном итоге сформировать представление освоем теле.

Есть особые потешки идля того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша косну. Например, вкроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет баюкать своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди сДашенькой играть.
  • Уж как ятебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как нистранно это звучит, были заключены уже водиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша это целый комплекс различных идей. Так, слово мама, произнесенное вразличных ситуациях, сменяющейся интонацией ивсопровождении разных жестов, может означать: Яхочу кмаме, Мама, завяжи мне шнурок или Вот моя мама. Ребенок нашел наполу красивую пуговку, поднял ееиприглашает маму полюбоваться: Мама! Мама! Акогда онупал, товего жалобном хныканье тоже звучит: Ма-ма-а-а!

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите отнего первую настоящую фразу: Мама, дай! или Папа, иди! ипр. Примерно в1год 8месяцев 1год 10месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола иформы множественного числа, акдвум годам падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к3-4 годам).

У девочек соединение слов вофразы происходит несколько раньше, умальчиков надва-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать отмалыша все новые иновые фразы. Однако имейте ввиду, что кроха, как ипрежде, нуждается ввашем внимании иответе. Еслиже ответа нет или онодносложный инеэмоциональный, тоинтерес кречевой деятельности теряется, иразвитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что выего понимаете, ипереводить его первые неуклюжие словечки наобычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама накухне готовит обед. Малыш наблюдает заней, сидя навысоком детском стульчике.

Но! говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. Да, это нож, соглашается мама.

Болёй! добавляет ребенок.

Большой нож переводит мама, незаметно соединяя оба слово всловосочетание, идобавляет: Большим ножом будем резать капусту. Такой перевод будет способствовать более быстрому иуспешному соединению слов впредложение.

Не бойтесь неправильных младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся внастоящие. Оцените попытку ребенка, пусть пока еще неочень удачную, поделиться свами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность всвоих силах иощущение, что его понимают.

Сюжетная игра иречь

Бывает, что малыш ввозрасте отгода додвух неразговаривает ипри этом никак неиграет. Вэтом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак несвязана сразвитием речи. Однако, насамом деле это несовсем так. Годовалый ребенок спомощью речи нетолько сообщает освоих желаниях ипроблемах, онеще ипытается поделиться совзрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком намашину, онхочет сказать: Яувидел машину, посмотри итынанее! Нодля того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо ихзапомнить. Причем, запомнить некак отвлеченные понятия, акак пережитые насобственном опыте. Ивэтом ему поможет простейшая сюжетная игра покормить куклу, уложить ееспать, спеть ейколыбельную песенку, погулять сней подорожке. Спомощью реальных, простых действий малыш вигре прорабатывает свой опыт, авречи этот опыт закрепляется. Если раньше ребенок какбы незамечал, что онделает, тотеперь онобращает надействия особое внимание. Ипоэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой. Покажите ребенку, как можно играть стой или иной игрушкой, ивскоре онначнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять ипоказывать малышу простые икороткие сценки сигрушками. Например, мишка упал изаплакал, или кукла потеряла мячик иищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Теже потешки иприбаутки, окоторых мыговорили выше, можно разыгрывать исигрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли подороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали подорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом ибыстро).

Сравните ножку малыша иногу взрослого, покажите, как кто ходит. Атеперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них изкубиков разные дорожки (широкую иузкую) ипусть ваши игрушечные герои ходят томедленно, тобыстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок изтакой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние наразвитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам илогопедам. Иони неустают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. Вэтом помогут иразнообразные пальчиковые игры, иманипуляции сбумагой (ееможно рвать намелкие кусочки, мять, комкать), иоткручивание-закручивание крышек набанках ибутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс вэтом отношении обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки изкиндер-сюрпризов вмиску ссухим горохом или чечевицей, апотом отыскивать ихнаощупь (будьте внимательны, вкиндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, икроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками наподносе, накотором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть сватными палочками, поодной вытаскивая ихизбаночки, апотом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки напластмассовую банку или коробку, апотом отцеплять ихибросать втуже банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вынайдете новую интересную иполезную забаву для своего крохи.

Малыш неговорит. Что делать?

В разговоре оразвитии речи от0до12 месяцев мыуже говорили отом, что нужно быть осторожным смодным ныне ранним обучением. Это касается ивозраста отгода додвух лет. Подчас родители буквально спеленок начинают знакомить своего малыша сгеометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом ореальных, жизненных предметах иситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы ицифры это абстракция, которая возможна только врезультате большого опыта, аего уребенка нет, как инет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока несозрел для подобных действий. Врезультате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается сзаложенного природой курса. Вэтом случае стоит навремя отвлечься отмногочисленных кубиков исложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым иэмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если кдвум годам ваш ребенок неначал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытаетсяли онобщаться какими-то другими способами спомощью жестов, интонаций, тарабарского языка. Вэтом случае первые настоящие слова, скорее всего, вот-вот появятся. Еслиже малыш никак непытается установить контакт сокружающим миром, нередко родители замечают идругие особенности ребенка: ониграет водни итеже шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, невсегда откликается насвое имя, несмотрит вглаза, неотвечает намножество обращенных кнему вопросов, нечувствует вашего состояния. Зачастую утаких детей речь развивается трудно ипоздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться свами идругими детьми, апотом внезапно перестал это делать.

В этом случае, неоткладывая, обратитесь запомощью кхорошему психологу.

Удачи вам итерпения, исовсем скоро выбудете вести сосвоим малышом вполне полноценные диалоги.

Инесса Смык

По материалам журналаАистенок

Таблетки от ожирения

Таблетки от ожирения

Сразу оговоримся: насегодняшний день, как заверяют ученые, несуществует эффективного ибезопасного лекарства против ожирения. Однако эта болезнь излечима. О...

Коррекция веса стратегия и тактика

Коррекция веса стратегия и тактика

Сейчас возникла совершенно новая вистории человечества ситуация: вмире отпереедания страдает практически такоежечисло людей, что иотнедоедания. Рост уровня...

Диеты по крови гемокод Волкова алутест

Диеты по крови гемокод Волкова алутест

Медики всего мира утверждают, что изнурение голодом небезопасно для организма. Гораздо более цивилизованный метод диета. Перечень известных человечеству ди...

Диета по цвету

Диета по цвету

Дизайн дома и офиса, выбор одежды, макияж и прическа все это, так или иначе, основано на идее освоения цветового пространства. Даже в психологии появились ...

Кремлевская диета

Кремлевская диета

Вот уже больше года Кремлевская диета занимает первые места в рейтинге самых модных диет в России. Своей кажущейся простотой и эффективностью она привлекае...

Аутоиммунные заболевания

Аутоиммунные заболевания

Аутоиммунные заболевания это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринимать собственные ткани...

Веснушки

Веснушки

Веснушки символ веселой ибеззаботной молодости. Неспешите сними расставаться, тем более что после 30-35 лет они обычно бледнеют, аиногда ивовсе исчезают. П...

Внелегочный туберкулез

Внелегочный туберкулез

Чаще всего туберкулез поражает легкие, ноиногда затрагивает идругие органы иткани человека: кости, кожу, мочеполовую систему, кишечник, глаза, мозговые обо...

Вши (педикулез)

Вши (педикулез)

Вши мелкие кровососущие насекомые, которые легко переходят отчеловека кчеловеку. Несмотря нато, что вприроде имеется до150видов вшей, они являются строго с...

Герпес

Герпес

Герпес вирусная инфекция, вызываемая семейством вируса Herpes herpes simplex, herpes varicella-zoster (возбудитель ветрянки иопоясывающего герпеса) ит.д.Ге...


© 2012 Ваш доктор тут