ПОПУЛЯРНОЕ:
Диеты по крови гемокод ...

Медики всего мира утверждают, что изнурение голодом небезопасно для организма. Гораздо более цивилизованный метод диета. Перечень извес...
Аутоиммунные заболевани...

Аутоиммунные заболевания это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринима...
Развитие речи ребенка от 0 до года

Ваш малыш еще совсем крошечный. Напервый взгляд, кажется, что оразвитии речи пока говорить рано. Какая там речь, скажете вы, если отнего можно услышать только громогласное “
Тем неменее, “маловразумительные звуки” это уже формирование речи, иначинается оно задолго допоявления первых слов. Иуже наэтом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи общение.
Для того, чтобы представлять, как общаться смладенцем, давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.
Первая стадия крик
Когда малыш рождается, попадая изодной среды вдругую, ему нужно
Примерно ктретьему месяцу (аумногих детишек изначительно раньше) меняется иинтонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг отболи, гневные “восклицания”.
“Даже находясь вдругой комнате, япокрикам почти наверняка могу определить, что происходит смоими близнецами. Когда они ссорятся инемогут поделить игрушки крик один, когда имскучно крик совсем другой. И, конечно, явсегда отличаю пронзительные ирезкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать напомощь) от“неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.
Крик присутствует уребенка довольно долго, развиваясь параллельно сречью. Идаже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть вобщении очень важную роль.
Вторая стадия гуление
Гуление обычно возникает ввозрасте
Малыш добивается вашего внимания иобщения древним, как мир, методом кнута ипряника, только вместо кнута ониспользует плач, авместо пряника свою обаятельную ирадостную улыбку.
Отвечайте малышу наего языке, всячески поддерживайте ипоощряйте его первые “выступления”. Онбудет очень рад вашему вниманию посмотрите, как онтянется квам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, онпытается подражать ивам!
Малыш вэтом возрасте впервые пытается почувствовать звуки ислова. Пока для него важен нестолько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
“Моя дочка ввозрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я
Третья стадия лепет
По мере развития ребенка гуление затихает, иему насмену приходит лепет. Обычно это происходит ввозрасте
Гуление илепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если ихнет увашего малыша, постарайтесь ихактивизировать.
Держа ребенка наруках, чтобы онхорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, аглавное как можно больше разговаривайте смалышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть непросто разговоры, которые взрослые ведут друг сдругом, аречь, обращенная именно кнему, кребенку.
“Моему сыну сейчас 6месяцев. Онразличает наслух различные голоса. Если язаговорю сним, спрятавшись запеленкой, онначинает радостно улыбаться иискать, куда это мама подевалась. Аоднажды онуслышал изприхожей голос чужого дяди это был густой бас, совершенно непохожий напапин голос услышал игромко разревелся”.
“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ейочень нравятся беседы натему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны откиски до
Опятьже, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем неменее оночень стремится кобщению свами. Первые лепетные
“Удивительно, нослоги “
К шести месяцам это мама начало означать неподойдите комне, адайте мне сюда МАМУ. Ввосемь месяцев онявно обращался комне, причем звал меня, находясь наруках удругих, инебыло никаких сомнений втом, что это уже самое настоящее слово”.
Урок или общение?
Конечно, общаясь сребенком, мытак или иначе учим его. Нопостарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально спеленок незаслонило собою более важной вещи вашего живого эмоционального общения.
Если выследите затеориями раннего развития, наверняка увас наслуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь ссамого раннего возраста вспециальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. Всвоем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась кследующему. Младенцам, начиная сдвухмесячного возраста, когда уних начинает фокусироваться взгляд, вбыстром темпе показывали различные карточки, накоторых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы имногое, многое другое. Вовремя показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие уроки длились
Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали ит.д. Нопри этом малыши совершенно неиграли, уних была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они нестремились кактивному познанию окружающего мира, имнедоступно было творчество, поскольку уних небыло реального творческого опыта. Итот огромный багаж знаний, который хранила ихцепкая детская память, они невсегда могли применить напрактике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы уэтих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно вмладенчестве, когда ребенок хочет иможет общаться, строить социальные модели поведения, анефиксировать всвоем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.
В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который немог адекватно общаться сосверстниками. Онбегал покругу, постоянно повторяя одну итужефразу. При этом унего были очень большие проблемы сартикуляцией звуков: около четырнадцати звуков онвпятилетнем возрасте просто невыговаривал, так что понять его можно было сбольшим трудом. Общаться онпредпочитал вписьменном виде.
Выяснилось, что Андрюшина мама всвое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. Врезультате читать оннаучился раньше, чем говорить. При этом оннеиграл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.
Принимаясь вмладенчестве учить своего ребенка буквам поновомодной развивающей методике, будьте осторожны! Унекоторых детей, которых учили читать, например, покубикам Зайцева дотого, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать вживом общении, они читали иписали спомощью кубиков.
Стадия четвертая первые слова
Итак, излепета рождается слово…
На этом этапе (обычно онначинается в
Логопеды советуют тренировать мышцы губ ищек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой инаучите малыша дуть вэти инструменты. Полезно ивыдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок невыпил мыльный раствор).
Еще один забавный способ потренировать мышцы губ ищек это погримасничать вместе смалышом. Нестесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Выувидите, малышу очень понравится эта новая игра, ивскоре онначнет повторять завами
Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки ивоспроизводить ихголосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “
Когда ваш малыш будет пытаться повторить завами
- Взрослый:
Гуси-гуси ! - Ребенок:
Га-га-га ! - Взрослый: Есть хотите?
- Ребенок:
Да-да-да ! - Взрослый: Хлеба смаслом?
- Ребенок:Нет-нет-нет.
- Взрослый: Ачегожевам?
- Ребенок: Конфет!
- Взрослый: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите серый волк под горой непускает вас домой.
Полетели-полетели (ребенок машет руками), наголовку сели.
Когда выбудете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, вконце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.
Особенно важно разговаривать смалышом вовремя игры. Незабывайте, что игра ориентирована именно надиалог, аненаваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик кмаме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться вразговор. “Атеперь намячик! Покатился мячик кдетке” ит.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению исостоянию вашей крохи.
Слова ижесты
Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться сдругими людьми. Обратите внимание взрослые вразговоре друг сдругом очень много информации передают спомощью мимики ижестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться потелефону, хотя при этом они легко ведут разговор вовремя личной встречи). Нодля маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку наопределенном этапе для них это единственный способ поговорить свами.
Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, апотом повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх инесколько раз согнуть иразогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, возьми, просите ребенка выполнить простые просьбы. Выувидите, онбудет очень рад вам помочь!
Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “Досвидания”, “Покажи, какой тыбольшой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Нестесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, анаоборот, помогайте ребенку освоить их.
Жесты могут нести иэмоциональную окраску.
Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор икакая сладкая малинка. Когда спрашиваешь унего: Какой помидор?, онуморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение кнелюбимой еде. Навопросже: Какая малинка? ребенок расплывается вблаженной улыбке ипричмокивает язычком. Конечно, в
Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (наклумбе, вгоршке или даже вкнижке), она тянется кнему носом ивупоении нюхает его.
Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.
Например, так:
- Я наскрипочке играю
тили-ли, (малыш держит вруках воображаемую скрипку и“играет” наней),тили-ли, - Пляшут зайки налужайке
датили-ли тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками). - А потом набарабане
бам-бам-бам, (ребенок стучит ладошками побам-бам-бам поверхности),какой-нибудь - Встрахе зайки разбежались покустам! (прячет лицо владошках).
Или так:
- Мишка косолапый полесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
- Шишки собирает, песенки поет (наклоняется завоображаемой шишкой).
- Вдруг упала шишка прямо мишке влоб (хлопает себя полбу).
- Мишка рассердился, иногою топ (малыш топает ножкой).
Или так:
- Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот
попляши, воттак-этак попляши (ребенок “танцует”).так-этак - Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот
топни ножкой, воттак-этак топни ножкой (топает тоодной, тодругой ножкой).так-этак - Заинька, хлопни владошки, серенький, хлопни владошки, вот
хлопни владошки, воттак-этак хлопни владошки (малыш хлопает владоши).так-этак - Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот
поклонись, воттак-этак поклонись (кланяется).так-этак
Можно обыграть и“Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок нашаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет игладит бедного мишку соторванной лапой.
Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют уребенка и“говорящие жесты”, имелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.
Вот, например, игра “Капуста”:
- Есть унас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
- Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим постолу),
- мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
- мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).
А вот пальчиковая массажная игра, похожая назнаменитую “
- Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
- И Иван, приди, иСтепан, приди, иАндрей, приди, иСергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная сбольшого),
- А Никитушка ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
- Стала Маша гостей угощать:иИвану блин, иСтепану блин,иАндрею блин, иСергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки “раздаем блины”),
- а Никитушке мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
- Стала Маша гостей провожать: иИван, прощай, иСтепан, прощай, иАндрей, прощай, иСергей, прощай! (каждый пальчик поочереди сгибается иразгибается как вжесте “досвидания”),
- аНикитушка ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).
Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас исоотносить слова ссовершенно конкретными действиями или предметами.
Опересоленной каше
Помните известный анекдот омальчике, который допяти лет ничего неговорил? Ему немогли помочь никакие медицинские светила исамые известные логопеды. Нооднажды зазавтраком мальчик вдруг произнес: А
Шутки шутками, нокогда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, унего просто нет необходимости донести доних
Алина додвух лет неговорила ничего, кроме да инет. Яуже начала беспокоиться поэтому поводу, ивдруг поймала себя натом, что все вопросы кней яформулирую так, чтобы наних можно было ответить однозначно да или нет. Когда ястала задавать более сложные вопросы, как будто непонимая дочку, унее появилось гораздо больше новых слов.
Если ребенок общается свами при помощи лепета, жестов, его первые слова
Однако есть некоторые важные вехи вразвитии речи вашего малыша, накоторые стоит обратить особое внимание:
- Крик, который вначале является реакцией надискомфорт (голод). Слишком тихий имаксимально удобный ребенок это нетак ужхорошо, как кажется.
- Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в
мес).1-3 - Гуление. Как икогда гулит ваш малыш? Смотритлионпри этом вам вглаза, поетлисвои младенческие песни, находясь увас наруках, чувствуетеливыу него потребность вобщении?
- Лепет (появляется в
месяцев), ребенок явно привлекает ксебе внимание спомощью6-10 звуков.каких-то - Указательный жест (появляется в
месяцев). Это очень важный момент вразвитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.8-13 - Появление основных социальных жестов, например, досвиданья (912месяцев).
- Понимание ивыполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит ввозрасте около года.
Инесса Смык, Дарья Голубева
По материалам журналаАистенок, 03.04