ПОПУЛЯРНОЕ:
Диеты по крови гемокод ...
Медики всего мира утверждают, что изнурение голодом небезопасно для организма. Гораздо более цивилизованный метод диета. Перечень извес...
Аутоиммунные заболевани...
Аутоиммунные заболевания это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринима...
Кубики Зайцева
Речь пойдет про обучение чтению по Зайцеву. И вот его основные принципы.
- Ребенок переходит не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом) русского языка. Если по классической системе малыш сначала учит букву М и А по отдельности, потом ему объясняют, что если ММММ бежит к А, то, в итоге, получится МА, то ребенок, обучающийся по зайцевской системе, изначально видит именно склад МА (если до этого он видел его уже сотни раз, то легко вычленит в слове).
- Весь материал предъявляется детям сразу целиком, а не по частям. То есть, если это кубики то сразу все, если таблицы то тоже вся целиком, а не по частям.
- Методика игровая и не предполагает долгого сидения и зубрежки.
Что такое склад
Склад -это один гласный, один согласный или сочетание согласного и гласного.
Все склады для удобства представлены кубиками. Твердые согласные это большие кубики, мягкие это маленькие. Сам Зайцев пишет по этому поводу вот что: Это объём резонатора полости рта с речевыми органами. Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ челюсть опущена, язык назад и вниз, щеки раздуваем. БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ челюсти почти сомкнуты, язык вперед и вверх, между языком и нёбом на фонетической схеме лишь узенькая полосочка свободного пространства, щеки поджаты. В большой колокол бьём - Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ низкий тон. В маленький БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ высокий тон.
Кроме этого, кубики нескольких цветов: коричневые с глухими согласными и поэтому с глухим звуком, т.к. внутри деревяшки (например, ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П), серые со звонкими согласными и поэтому звенят звонким металлическим звоном (БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б) - в этом случае понятия "звонкий" и "глухой" тоже осваиваются детьми как бы сами собой.
Есть еще кубики только с гласными, большие: У-О-А-Э-Ы и маленькие: Ю-Ё-Я-Е-И, кубики для согласных с твердым знаком и двойные для шипящих.
Эта методика для работы в группе, подойдет ли она моему ребенку и есть ли смысл покупать кубики домой?
Есть ли смысл покупать кубики это должен решать родитель исходя из особенностей своего ребенка и своих собственных взглядов на образование и наличия свободного времени. Фактически кубики Зайцева одно из хорошо зарекомендовавших себя, проверенных временем учебных пособий по обучению чтению с отличной методической базой (книги Зайцева и Лены Даниловой сейчас продаются почти во всех крупных книжных магазинах). У кубиков, пожалуй, есть только один существенный минус это пособие недешево, за последний год цена на кубики в наших магазинах поднялась ровно в 2 раза, насколько я знаю, теперь они стоят уже 1600 рублей за несобранный комплект и 2000 рублей - за собранный.
Теперь что касается работы в группе.
Кубики Зайцева СОЗДАВАЛИСЬ для работы в группе, но уже давно только такими быть перестали. Вышли книги Лены Даниловой, которая ратует именно за домашнее обучение по кубикам с рождения, накопились данные педагогов, работающих по кубикам индивидуальным образом.
С какого возраста можно начинать заниматься с малышом по кубикам дома и в группе?
Дома - хоть с самого рождения, только не заниматься а играть, причем, только играть. В группе: лет с 3-х лет.
Как выбрать подходящую группу? На что обратить внимание?
Прежде всего, посмотрите, как работают с кубиками, выполняются ли основные принципы обучения:
- у детей есть доступ сразу ко всем кубикам
- есть хотя бы минимальный временной интервал свободной в них игры (т.е. когда ребенок МОЖЕТ взять кубик и МОЖЕТ, если захочет, спросить, что здесь написано и получить ответ)
- никто не усаживает малыша за парту, не требует утомительного заучивания букв, результата их слияния и т.п. и не предлагает различные наукообразные понятия.
Обратите внимание, есть ли у преподавателя какой-то дополнительный материал по обучению чтению по складовому принципу (альбомы, карточки, книжки, складовые картинки и т.д.).
И безусловный пункт, который надо всегда иметь в виду: нравятся ли занятия самому ребенку?
А что делать с этими кубиками дома?
Главное -не прятать на антресоли.
Включайте кубики в свою повседневную жизнь, в любые игры с малышом, в чтение книг. Приучите себя, отвечая на вопрос малыша или же демонстрируя новую игрушку, вещь писать нужное слово кубиками и показывать и его тоже.
Если ребенок любит играть в машинки, стройте мосты, дороги и гаражи из кубиков, возите кубики в кузове, делайте из них дорожные знаки, потихоньку подключая информацию: здесь напишем МОСТ, а ШУ-ШО-ША-ШЕ-ШИ-Ш давай положим в кабину, его надо отвезти на стройку.
Если ваша любимая игра в куклы их можно кормить как различной едой, подписанной кубиками: Видишь, куколка, написано КАША, мы покормим тебя кашей, так и самими кубиками: Давай МО будет морковкой. Кушай, зайка, морковку.
Можно ли играть в эти кубики с уже читающими детками?
Даже нужно, раз уж они есть в доме. Кубики - отличный материал для расширения словарного запаса. Когда ребенок уже читает/складывает слова, самое время менять ассортимент игр.
Вот только несколько вариантов:
- кто больше придумает слов на выпавший склад;
- цепочка: я складываю МОРОЖЕНОЕ, а другой игрок придумывает слово на последний склад в этом случае это Е, собирая, например, слово ЕДА, следующий уже сочиняет слово на склад ДА и т.д.
- вариация Эрудита: все кубики закрыть простынкой, каждый игрок, не подглядывая, достает себе по 5-6 кубиков. Кто сможет больше придумать слов со своими кубиками?
Кстати параллельно вы будете развивать и слух: кубики-то звенят по-разному.
Много хороших советов по работе с читающими детками есть в прилагаемой к набору кубиков книжке. Н. Зайцев даже рекомендует писать кубиками или по таблице в первом/втором классе диктанты резон в этом есть, ребенок еще на этапе приобщения к грамотному письму подсознательно усваивает большинство правил грамматики (кубика, где Ж написана с буквой Ы он в наборе найти не сможет).
Что еще можно сделать в рамках методики Зайцева
Можновешать на стены тематические "выставки" (в ход идут вырезки из различных журналов: четкое фото 1 предмета или живого существа на однотонном фоне + подписи к картинке, сделанные складовым способом: ударный склад всегда черный, все остальные менее яркие).Желательно, чтобы "выставки" постоянно менялись и перемещались по дому (перевесить картинки).
Кроме меняющейся,должна быть истабильная выставка вашей семьи: это близкие люди, которые живут с малышом. Наверняка в любом доме найдется парочка фотографий в рамочках на стеллажах с книгами, на стойке для телевизора. Если эти фотографии расположить так, чтобы они стали заметны и ребенку- хуже точно не будет (в идеале ихможно повеситьна уровне взглядаили пальчика малыша чтобы мог показать, но не мог снять со стены).
Сделайтеподписи к основным предметам мебели: холодильник, шкаф, кровать, диван, двери и т.п.
Личное наблюдение: ребенок почти однозначно замечает и запоминает запрещающие надписи. Как бы вы не хотели оградить малыша от различных запрещений, так или иначе такие места в квартире все равно есть. Унас это: Анина тумбочка, когда малыш пытается ее открыть старшая девочка показывает на надпись со слова: Видишь, это АНИНА ТУМБОЧКА! Там мои вещи, поэтому, не надо ее открывать - и все довольны. Есть, правда, еще дверь в туалет, которая все равно заперта и папин шкаф, опять же закрытый на задвижку, поэтому на эти надписи Гриша много внимания не обращает. Зато продемонстрирует гостям слова Гришин ящик - всегда с большим удовольствием и с особым хозяйским чувством .
Наталья Чечулина
По материалам сайта - http://www.u-mama.ru