ПОПУЛЯРНОЕ:

Диеты по крови гемокод ...

Диеты по крови гемокод Волкова алутест

Медики всего мира утверждают, что изнурение голодом небезопасно для организма. Гораздо более цивилизованный метод диета. Перечень извес...

Веснушки

Веснушки

Веснушки символ веселой ибеззаботной молодости. Неспешите сними расставаться, тем более что после 30-35 лет они обычно бледнеют, аиногд...

Аутоиммунные заболевани...

Аутоиммунные заболевания

Аутоиммунные заболевания это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринима...

О педагогике Марии Монтессори

Имя итальянки Марии Монтессори замечательной учительницы, психолога, физика, врача семьдесят лет было забыто в восточной Европе и упоминалась лишь в трудах историков педагогики. В то же время на Западе, в Америке, Азии открывались научные институты и академии, в которых изучали и воплощали в жизнь антропологические, дидактические, педагогические идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учились в ее школах.

Именно Монтессори-школа занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учится более 22000 детей, а находится она в Индии. Говорят, что такую же школу, но в Америке окончила, например, дочка Билла Клинтона. Внуки и правнуки Льва Николаевича Толстого, эмигрировавшие в разные страны мира, тоже учились в Монтессори-школах. В Нидерландах, Финляндии и США детские сады и школы этого направления включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений.

Дети другие

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется Дети - другие. Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой!

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Никогда не повторится!

Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов, когда он наиболее восприимчив к тем или иным проявлениям жизни.

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения.

Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз. Большая их часть уже в ее время была известна психологам. Но настоящим открытием ученой стало определение сенситивной фазы порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия). В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму.

Как можно в обычной жизни заметить, что ребенок переживает сенситивную фазу порядка?

… За кухонным столом мама, папа, бабушка и дедушка всегда занимают определенное, излюбленное место. Мама садится рядом с малышом, бабушка поближе к плите, отец около окна. Но сегодня бабушка заняла мамино место, а дедушка сел к окну. Мама вообще замешкалась у плиты. Можно сразу заметить беспокойство ребенка. Он непонятно почему капризничает, выплевывает еду, стучит ложкой по столу. Родители сердятся, бабушка переживает, что ребенок не желает есть… Семья в напряжении. Но, оказывается, чтобы это напряжение прошло, надо всего-то всем членам семьи рассесться по своим привычным местам!

Внешний порядок постепенно становится внутренним. Вот почему так важно, чтобы пространство детского окружения всегда было рационально, красиво и аккуратно обустроено. Легкий беспорядок в комнате может быть только, когда малыш спит. Но, когда он открыл глаза, все предметы должны быть расставлены по своим местам. Малыш стремится к почти ритуальному выполнению любого действия, будь-то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его.

Территория свободы

Образование детей как таковое не являлось для М. Монтессори принципиальным. Индивидуальность обучения она видела в создании специально подготовленной среды, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок. Ее индивидуальное обучение основано на свободе выбора ребенком этого материала, а так же времени его работы с ним и самостоятельном контроле над ошибками. Ребенок свободен в подготовленной среде. Дидактические материалы для него лишь ключ к миру. С их помощью он упорядочивает ум, учится осознавать пока еще хаотичные представления, врастает в культуру и современную цивилизацию, на собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Ребенок свободен. Он может ходить по классу от стола к столу, между полками с материалом, он может забраться на диван, выйти в коридор или в соседний класс.

Но эта свобода совсем не означает анархию и беспорядок. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Один день в детском саду Монтессори

В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы. Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда учитель молча показывает способ работы с материалом.

Может ли ребенок во время свободной работы играть в игрушки? Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом. Все это можно. Другое дело общая атмосфера рабочего дня.

Что такое Круг?

Кто-то из Монтессори-учителей назвал его атмосферным явлением. Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из Библии. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают, что кто - то из детей заболел или кому - то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет учитель, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание.

Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори - группы.

Елена Хилтунен

По материалам сайта: http://www.rebenok.com

Таблетки от ожирения

Таблетки от ожирения

Сразу оговоримся: насегодняшний день, как заверяют ученые, несуществует эффективного ибезопасного лекарства против ожирения. Однако эта болезнь излечима. О...

Коррекция веса стратегия и тактика

Коррекция веса стратегия и тактика

Сейчас возникла совершенно новая вистории человечества ситуация: вмире отпереедания страдает практически такоежечисло людей, что иотнедоедания. Рост уровня...

Диеты по крови гемокод Волкова алутест

Диеты по крови гемокод Волкова алутест

Медики всего мира утверждают, что изнурение голодом небезопасно для организма. Гораздо более цивилизованный метод диета. Перечень известных человечеству ди...

Диета по цвету

Диета по цвету

Дизайн дома и офиса, выбор одежды, макияж и прическа все это, так или иначе, основано на идее освоения цветового пространства. Даже в психологии появились ...

Кремлевская диета

Кремлевская диета

Вот уже больше года Кремлевская диета занимает первые места в рейтинге самых модных диет в России. Своей кажущейся простотой и эффективностью она привлекае...

Аутоиммунные заболевания

Аутоиммунные заболевания

Аутоиммунные заболевания это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринимать собственные ткани...

Веснушки

Веснушки

Веснушки символ веселой ибеззаботной молодости. Неспешите сними расставаться, тем более что после 30-35 лет они обычно бледнеют, аиногда ивовсе исчезают. П...

Внелегочный туберкулез

Внелегочный туберкулез

Чаще всего туберкулез поражает легкие, ноиногда затрагивает идругие органы иткани человека: кости, кожу, мочеполовую систему, кишечник, глаза, мозговые обо...

Вши (педикулез)

Вши (педикулез)

Вши мелкие кровососущие насекомые, которые легко переходят отчеловека кчеловеку. Несмотря нато, что вприроде имеется до150видов вшей, они являются строго с...

Герпес

Герпес

Герпес вирусная инфекция, вызываемая семейством вируса Herpes herpes simplex, herpes varicella-zoster (возбудитель ветрянки иопоясывающего герпеса) ит.д.Ге...


© 2012 Ваш доктор тут