ПОПУЛЯРНОЕ:
Диеты по крови гемокод ...
Медики всего мира утверждают, что изнурение голодом небезопасно для организма. Гораздо более цивилизованный метод диета. Перечень извес...
Аутоиммунные заболевани...
Аутоиммунные заболевания это заболевания связанные с нарушением функционирования иммунной системы человека, которая начинает воспринима...
Нарушения речи
Расстройства речи известны сглубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют также давно, как ичеловеческое слово. Это достаточно распространенное явление исреди детей, исреди взрослых. Греки иримляне, укоторых публичное слово играло важную общественную роль, аобучение изящной речи входило вкруг предметов общего образования, уже имели понятие омногих расстройствах речи.
Это отразилось вбольшом количестве терминов, употреблявшихся для ихобозначения. Уже уГиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание идр.
Причины
Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или ихсочетания:
- трудности вразличении звуков наслух (при нормальном слухе);
- повреждение вовремя родов речевой зоны, расположенной намакушке;
- дефекты встроении речевых органов губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая внароде волчьей пастью, или неправильный прикус;
- недостаточная подвижность губ иязыка;
- задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
- неграмотная речь всемье идр.
Что происходит?
При наиболее серьезных нарушениях речи страдает нетолько произношение звуков, ноиумение различать звуки наслух. При этомограничен активный (используемый вречи) ипассивный (тот, который ребенок воспринимает наслух) словарь ребенка, возникают проблемы спостроением предложений ифраз. Все эти нарушения, если ихвовремя неисправить, вызывают трудности общения сокружающими.Вдальнейшем они могут привести кразвитию уребенка закомплексованности, мешаяемуучиться ивполной мере раскрывать свои природные способности ивозможности.
Постепени тяжести речевые нарушения можно разделить нате, которые неявляются препятствием кобучению вмассовой школе, итяжелые нарушения, требующие специального обучения. Изтяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания идр.
Алалия это полное или частичное отсутствие речи удетей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, нераспознает именно звуки речи: слышит, что человек
Дизартрия (анартрия) это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает непроизношение отдельных звуков, ався речь. Ребенок сдизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос унего тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко удетей сдизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.
Дети состертыми формами дизартрии невыделяются резко среди своих сверстников, даже невсегда сразу обращают насебя внимание. Однако уних имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят иплохо едят. Обычно они нелюбят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как имтрудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу защекой, пока взрослые несделают ему замечание. Часто родители идут малышу науступки дают мягкую пищу, лишьбыпоел. Тем самым они, нежелая того, способствуют задержке уребенка развития движений артикуляционного аппарата.
Дислалия это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения ихобычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука р получило название ротацизма, звука л ламбдаизма, свистящих ишипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, г, щ) сигмаизма (отгреческих букв ро, ламбда, сигма). Если нарушено произнесение всех согласных извукосочетаний заисключением т, так что речь становится совсем непонятной, тоупотребляют термин тетизм (отгреческого названия буквы т (тета)).
Заикание это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами вразличных частях речевого аппарата. При этом уребёнка вречи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков ислогов. Заикание чаще всего возникает удетей ввозрасте отдвух допяти лет. Очень важно непропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться донескольких дней. Втаком случае необходимо срочно обратиться кврачу.
Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи вдошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут кпроблемам вшколе, вчастности, может развиться дисграфия нарушение письма, так называемое, косноязычие вписьме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать иписать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы внужной последовательности довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить одействии, тоесть может быть профилактикой возникновения графических ошибок умладших школьников.
Впервых классах уребенка может также проявиться дислексия (алексия) нарушение процесса чтения или овладения импри поражении различных отделов коры левого полушария (управшей). Взависимости оттого, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.
Лечение
Некоторые нарушения речи исчезают свозрастом, часть изних может быть устранена при незначительной помощи логопеда вработе сродителями либо налогопункте, вдетской поликлинике или вобычном садике. Дети стяжелыми нарушениями речи нуждаются вобязательной длительной помощи логопеда вречевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Выобратились запомощью клогопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа свашим ребенком.